Каждый год в ноябре культурная деревня Katara в Дохе (Katara Cultural Village) приглашает туристов и гостей со всего мира на International Dhow Festival в честь богатого морского наследия страны, которое уходит корнями в глубину веков.
Пока европейские народы активно развивали промышленность: возводили заводы, строили фабрики, прокладывали железнодорожные пути и внедряли электричество, предки современных жителей полуострова Катар были рыбаками и ныряльщиками, или, так называемыми, «ловцами жемчуга». Они отправлялись в бескрайнее море на лодках, известных как Дау (Dhow).
Слово «Dhow», не являющееся арабским по происхождению, пришло с побережья Восточной Африки из языка древних туземцев-суахили. Эти суда представляли собой деревянные корабли с одной или несколькими мачтами и характерными латинскими парусами, наклонёнными под определённым углом для оптимальной навигации в океанских водах.
«Дау» — это общепринятое международное название целого класса традиционных парусных судов. В те времена они служили не только рыболовству и добыче жемчуга, но и были основными транспортными средствами для перевозки грузов между берегами Индийского океана.
В отличие от этого общего термина, арабы классифицировали свои деревянные лодки более детально. Они называли их «Аль-кавариба» (Alqawarib), придавая каждому типу уникальное название в зависимости от размеров судна, особенностей конструкции корпуса и количества мачт на борту.
International Dhow Festival словно переносит нас в прошлое, давая возможность почувствовать дух старины. Вид прибывающих и отплывающих дау завораживает: глядя на них можно фантазировать и представлять себе как гружёные специями, финиками, золотом, ладаном, брёвнами из благородной индонезийской древесины (тика, кемпаса или рамина), они путешествуют по просторам океана, огибая проливы, и входят в заливы и моря.
А на борту искусные моряки ловко управляются с парусами, заставляя их надуваться и ловить попутный ветер, чтобы поскорее пронести хорошо скроенные корпуса лодок дау, через опасные проливы до места назначения. Например, через знаменитый пролив «Ворота слёз» Баб-эль-Мандеб (Bab al-Mandab) или другие.
Дискуссии среди историков о происхождении дау не утихают: арабы или индийцы? Однако весомые аргументы указывают на малайцев как создателей этих судов – их конструкция напоминает китайские джонки, а знание толка в древесине было в крови мастеров Индии. Возможно, дау стали результатом совместного творчества народов Востока.
Для постройки каждой лодки требовалось не менее девяти месяцев ручного труда без применения проектных чертежей. Мастера собирали суда из древесины тикового дерева.
Шпангоуты, выполненные из гибкой акации, соединялись с корпусом оригинальным способом — через двойной крестовидный переплёт каната, предварительно пропитанного китовым или акульим жиром. Чтобы обеспечить водонепроницаемость швов между деревянными элементами, их заполняли хлопком и обрабатывали специальным составом из кокосового масла либо животных жиров.
При надлежащем уходе такие лодки дау демонстрировали выдающуюся долговечность — до 120 лет службы.
Особое место занимают глубоководные Baghla dhow (Багла Дау), перевозящие грузы весом до 400 тонн, и многофункциональные Sambuk dhow (Самбук дау), активно использовавшиеся в рыболовстве и торговле.
Эти величественные суда упоминаются в знаменитых «Путешествиях» Марко Поло: его восхищали палубы, начищенные до медного блеска, богато украшенная резная корма, и каюты с роскошными персидскими коврами, создающими атмосферу комфорта и восточной экзотики.
Такие мощные корабли изготавливали и ремонтировали в Султанате Оман в порту города Сур (Sur), привлекая умельцев из ЮВА и Индии; оманские мастера декоративной резьбы преображали внешний вид лодок дау, создавая настоящие художественные шедевры.
Традиция создания дау сохраняется неизменной столетиями. На ежегодном Dhow фестивале в Дохе собираются оманские мастера-дау строители, хранящие непрерывную цепочку передачи уникальных знаний и умений от поколения к поколению.
Вдоль набережной культурной деревни Katara разбивается аутентичный рыбацкий поселок и рынок с элементами старины: временный лагерь для оманских кораблестроителей, где можно погрузиться в историю и приобрести традиционные сувениры, антикварные предметы и засушенные морские дары.
Рыбаки плетут, чинят сети и снасти на глазах у прохожих туристов и гостей Дохи.
Играют в национальную игру хавалис, для которой нужны морские камушки и лунки в песке.
А вечером на закате оманцы развлекаются ритмичными танцами под звуки волынки, барабанов и горна из поющей ракушки конх.
До того, как в Катаре добыли в 1939 году «чёрное золото», жизнь в Персидском заливе вращалась исключительно вокруг жемчуга. Эти маленькие сокровища из морских глубин формировали культуру, политику, региональные отношения и судьбу его жителей на протяжении многих веков.
Наряду со своими соседями ОАЭ и Бахрейном, Катар удовлетворял мировой спрос на почитаемый за свой блестящий блеск и сияние жемчуг на 48 %, и почти все мужчины региона были заняты в его добыче.
Несмотря на установление британского протектората в Катаре с 1916 года, практика рабства сохранялась вплоть до 1952-го — наследие, глубоко укоренившееся в истории региона.
В сердце Дохи, в квартале Мушериб (Mshéireb), расположился музей дома Бин Джелмуда (Bin Jelmood House) — бывшего работорговца, где экспозиции включают фотографии и видео-Арты: от документальных кадров до анимационных реконструкций. Здесь наглядно представлена роль рабства в истории катарской жемчужной индустрии – тёмное наследие прошлого, что неразрывно связано с блеском морских глубин.
Рабов в основном завозили в из Восточной Африки, где они сначала попадали на крупный невольнический рынок в регионе Хадрамаут на юге Йемена, а лучшие «экземпляры» транспортировались дальше – в оманский Маскат.
Разбогатевшие на караванной торговле и совершавшие набеги на соседние племена и их караваны с целью грабежей, бывшие бедуины перерождались во влиятельных шейхов и, так называемых, «тужааров».
Тужаар (tujaar) в переводе с арабского — никто иной как «барыга», то есть перекупщик, спекулянт или торговец.
Так вот тужаары, объединив свои капиталы с местными вождями (шейхами), отправлялись в Оман, чтобы закупить рабов для ловли жемчуга, а также приобрести специфические торговые и рыбацкие лодки Бакара дау (Baqara dhow), Битиль дау (Bateel Dhow), отличавшихся от «Самбуков» или «Багл». Эти суда не предназначались для дальних плаваний.
А также самые известные и распространённые в Катаре лодки Джальбут дау (Jalboot dhow) и Шауай (Shawei dhow), на которых ловили рыбу, а 4 месяца в году выходили в море для добычи жемчуга.
В то время как тужаары и шейхи накапливали огромные богатства от торговли жемчугом, жизнь ныряльщиков за жемчугом гхайсов (ghais) была довольно мрачной. Эти отчаянные парни совершали 50-60 погружений в день, их жалили медузы и скаты, на многих нападали акулы.
Гхайсы работали в тандеме с сейбами (ceiba) — сильными и мускулистыми мужчинами, которые отвечали за подъём корзин с устричными раковинами и самого дайвера гхайса, отягощённого привязанным камнем к его лодыжке для погружения на морское дно.
А если учесть, что гхайсы и сейбы были из числа рабов, то свою тяжёлую работу они выполняли за миску риса и глоток воды.
Все доходы от жемчуга оседали в карманах шейхов, тужааров и тавашей (тawash) — торговцев, знавших толк в морских сокровищах.
Лишь ноукхада (nukhudha) — человек, который арендовал лодку и собирал команду, – получал скромное вознаграждение за выходы в море. Гибель ныряльщика оборачивалась финансовыми потерями для него, так как он арендовал рабов у владельцев.
В начале XX века флотилия Дохи насчитывала 350 судов дау — символов этой жестокой и несправедливой системы.
Когда в далёком 1916-м японский изобретатель Kokichi Mikimoto впервые запустил массовое производство искусственного жемчуга по цене лишь десятой части от стоимости естественного, добываемого в Персидском заливе, это событие кардинально поменяло судьбу местных жителей. Стараниями японца резко сократилось число судов в Персидском заливе, и началась массовая миграция жителей прибрежных областей в поисках новых источников заработка.
Однако история повторилась волшебным образом: пустынная земля Халиджи (Khaleeji), словно по мановению невидимого жезла, вновь обрела изобилие — на этот раз в виде нефтяных богатств.
И снова коренное население, особо непривычное к физическому труду, привлекает к себе молодых мигрантов в форме контрактного порабощения без перспектив гражданства и социальной защиты.
Сейчас в Катаре нередко можно увидеть небольшие сообщества чернокожего населения в традиционных одеяниях халиджи. Это потомки тех самых рабов, которым в 1961 году было даровано редкое для региона постоянное гражданство. Это право получили все чернокожие жители, жившие здесь начиная с 30-х годов прошлого века и ставшими свидетелями невероятного перевоплощения страны.
В современной Дохе утратили актуальность традиционные морские промыслы: ныне лодки Дау оснащены моторами и преобразились в комфортабельные суда для туристов. Они предлагают незабываемые прогулки с аутентичным арабским гостеприимством и традиционными катарскими деликатесами.
Шауай дау (Shawei dhow) и Джальбут дау (Jalboot dhow) пришвартованы в гавани у восточной части набережной Аль Корниш (Al Corniche) и ждут свих пассажиров, готовые окунуть в атмосферу волшебного, неповторимого вечера.
Я хотела приобрести ценный сувенир со дна Персидского залива, облачённый в кулон в виде рельефа полуострова Катар, но в ассортименте моего продавца на Дау-фестивале, представлен лишь выращенный жемчуг.
Для истинных ценителей настоящего катарского жемчужного изыска он порекомендовал отправиться на рынок Сук Вакиф (Souq Wáqif) и найти бутик The Old Pearl Diver, которым управляет почти что 90-то летний бывший ныряльщик за жемчугом (гхайс) Saad Ismail Al Jassim (Саад Исмаил Аль Джассим).
International Dhow Festival — фестиваль, проводимый в Katara Cultural Village, предлагает множество развлекательных мероприятий для всех возрастов, включая морские и танцевальные шоу, конкурсы, концерты, демонстрирующие историю, культуру и богатое наследие народов Аравийского полуострова.
Историю невозможно повернуть вспять, но очень важно напомнить потомкам, как протекало течение жизни на их земле.
В 2024 году Дау фестиваль в Дохе проходит с 27 ноября по 7 декабря.